Архитектурные
достопримечательности Каменска-Уральского
Облик нашего города формировался в течение более чем
трёхсот лет. Каменска-Уральский прошёл путь от небольшого заводского
посёлка до крупного промышленного города; был участником становления и развития
металлургии на Урале, пережил жёсткий период безраздельной власти
горнозаводского управления, повидал революционные перемены 1917 года и
промышленный рост в XX веке.
И каждый исторический период наложил свой отпечаток
на лик города.
Не смотря на глобальные перемены, которые переживал
Каменск-Уральский в течение последних полутора веков, он почти целиком сохранил
часть исторической застройки заводского посёлка: здесь можно встретить бывшие
купеческие усадьбы, здания лавок и магазинов XIX века, дома, в которых более
ста лет назад жили зажиточные горожане, а также здания, принадлежавшие
Каменскому казённому чугуно-литейному заводу.
Здание
конторы Каменского казённого чугуно-литейного завода. Единственный
в Каменске-Уральском памятник архитектуры федерального значения. Здание было
построено в первой половине XIX века по проекту известного уральского
архитектора М.П. Малахова. Сейчас в этом здании располагается краеведческий
музей им. И.Я. Стяжкина.
Провиантские склады бывшего Каменского завода. Здание находится в исторической части города
Каменска-Уральского .Здание построено в 1828-1829
годах.
До Октябрьского
переворота 1917 года здесь располагались провиантские склады Каменского
чугуно-литейного завода. В советское время это
здание занимал Каменский театр драмы.В настоящее время здание нуждается в
реконструкции.
Плотина городского пруда в Каменске-Уральском находится на реке Каменка. Дорога (ул. Карла
Маркса), проходящая прямо по ней, соединяет два района - Синарский и Старый
Каменск.
Строительство плотины
в этом месте было начато в 1700 году и велось под руководством местного жителя
Ермолая Нехлюдова. Сооружение было необходимо для функционирования Каменского
железоделательного завода, который с 1701 года начал производства чугуна и располагался
по берегу реки Каменка.
За всё время
своего существования плотина на Каменке реконструировалась несколько раз. В
наши дни наиболее старая сохранившаяся часть конструкции старой плотины — это
подпорная стенка на правом берегу (конец XIX века).
Старую
часть города Каменска-Уральского можно назвать одним большим памятником
архитектуры XIX века.
История постройки Байновского моста
Инициатива постройки моста в большей степени принадлежала управителю
Каменского завода Ч.В. Панцержинскому и относится к самым первым годам XX века.
В материалах Пермской губернской управы 1901 года имеются документы, касающиеся истории решения о постройке этого
моста. Строительство дороги и моста в районе д.Байново позволяло вывоз
руды с дальних рудников на Каменский завод. Байновский мост становился главным
связующим рудных перевозок с сельскохозяйственными.
В 1914 году началось строительство в том же районе железнодорожного
моста через Исеть и железнодорожной ветки на Багаряк и Байновский мост утратил
свое первоначальное значение став обычным мостом связующим волостные и сельские
пункты.
На фото уже
современного моста в 1952 году видны работы по установке и заливке бетонных
опор и монтажу стальных пролетов. И вот тут интересное дело, низ заливаемых
бетонных опор был иной, чем верх. Низ был из тесанных каменных квадратных
блоков, а верх из простого заливного бетона. Мало того работы проводились
зимой и нигде не было видно обводных каналов и осушенных площадок на которых
должны были монтироваться нижние каменные блоки.
Последующее исследование показало, что начавшаяся в 1914 году война не
дала строителям в полном объеме средств на стальные пролеты и пролеты были
сделаны частично из дерева, положенного на готовые каменные опоры устои. Эти
пролеты в Гражданскую взрывали красные и жгли белые, их восстанавливали в
1922 году как деревянные.
В 1952 году строители лишь
нарастили опоры бетонными подушками, по верху которых проложили стальные
пролеты. Монтаж подушек и увеличение высоты опор диктовалось возникновением в
конце 30-х годов Волковской плотины и повторным подъемом уровня Волковского
водохранилища в 1947 году. Высота дореволюционных опор позволяла
эксплуатировать деревянные до 1952 года.
Прошло еще немного
времени и сегодня можно увидеть на фото тот старый 1912 года мост с его
тесаными каменными устоями опорами, которые до сих пор служат жителям
города. В правой части фото видна насыпь и остатки более раннего моста.
Сейчас люди, ежедневно проезжающие по
Байновскому мосту, наверно никто не подозревает, что едут они по мосту,
построенному не только советскими строителями, но и их предками, ныне
безвестными жителями деревни Байнова и Каменского завода. Труд наших предков
жив, не пропал и не сгорел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий