Архитектурные
достопримечательности Каменска-Уральского
Облик нашего города формировался в течение более чем
трёхсот лет. Каменска-Уральский прошёл путь от небольшого заводского
посёлка до крупного промышленного города; был участником становления и развития
металлургии на Урале, пережил жёсткий период безраздельной власти
горнозаводского управления, повидал революционные перемены 1917 года и
промышленный рост в XX веке.
И каждый исторический период наложил свой отпечаток
на лик города.
Не смотря на глобальные перемены, которые переживал
Каменск-Уральский в течение последних полутора веков, он почти целиком сохранил
часть исторической застройки заводского посёлка: здесь можно встретить бывшие
купеческие усадьбы, здания лавок и магазинов XIX века, дома, в которых более
ста лет назад жили зажиточные горожане, а также здания, принадлежавшие
Каменскому казённому чугуно-литейному заводу.


До Октябрьского
переворота 1917 года здесь располагались провиантские склады Каменского
чугуно-литейного завода. В советское время это
здание занимал Каменский театр драмы.В настоящее время здание нуждается в
реконструкции.

Строительство плотины
в этом месте было начато в 1700 году и велось под руководством местного жителя
Ермолая Нехлюдова. Сооружение было необходимо для функционирования Каменского
железоделательного завода, который с 1701 года начал производства чугуна и располагался
по берегу реки Каменка.
За всё время
своего существования плотина на Каменке реконструировалась несколько раз. В
наши дни наиболее старая сохранившаяся часть конструкции старой плотины — это
подпорная стенка на правом берегу (конец XIX века).
Старую
часть города Каменска-Уральского можно назвать одним большим памятником
архитектуры XIX века.
История постройки Байновского моста
Инициатива постройки моста в большей степени принадлежала управителю
Каменского завода Ч.В. Панцержинскому и относится к самым первым годам XX века.
В материалах Пермской губернской управы 1901 года имеются документы, касающиеся истории решения о постройке этого
моста. Строительство дороги и моста в районе д.Байново позволяло вывоз
руды с дальних рудников на Каменский завод. Байновский мост становился главным
связующим рудных перевозок с сельскохозяйственными.
В 1914 году началось строительство в том же районе железнодорожного
моста через Исеть и железнодорожной ветки на Багаряк и Байновский мост утратил
свое первоначальное значение став обычным мостом связующим волостные и сельские
пункты.

Последующее исследование показало, что начавшаяся в 1914 году война не
дала строителям в полном объеме средств на стальные пролеты и пролеты были
сделаны частично из дерева, положенного на готовые каменные опоры устои. Эти
пролеты в Гражданскую взрывали красные и жгли белые, их восстанавливали в
1922 году как деревянные.
В 1952 году строители лишь
нарастили опоры бетонными подушками, по верху которых проложили стальные
пролеты. Монтаж подушек и увеличение высоты опор диктовалось возникновением в
конце 30-х годов Волковской плотины и повторным подъемом уровня Волковского
водохранилища в 1947 году. Высота дореволюционных опор позволяла
эксплуатировать деревянные до 1952 года.

Сейчас люди, ежедневно проезжающие по
Байновскому мосту, наверно никто не подозревает, что едут они по мосту,
построенному не только советскими строителями, но и их предками, ныне
безвестными жителями деревни Байнова и Каменского завода. Труд наших предков
жив, не пропал и не сгорел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий