вторник, 3 февраля 2015 г.

Архитектурные достопримечательности Каменска-Уральского


Облик нашего города формировался в течение более чем трёхсот лет.  Каменска-Уральский прошёл путь от небольшого заводского посёлка до крупного промышленного города; был участником становления и развития металлургии на Урале, пережил жёсткий период безраздельной власти горнозаводского управления, повидал революционные перемены 1917 года и промышленный рост в XX веке.
 И каждый исторический период наложил свой отпечаток на лик города.
 Не смотря на глобальные перемены, которые переживал Каменск-Уральский в течение последних полутора веков, он почти целиком сохранил часть исторической застройки заводского посёлка: здесь можно встретить бывшие купеческие усадьбы, здания лавок и магазинов XIX века, дома, в которых более ста лет назад жили зажиточные горожане, а также здания, принадлежавшие Каменскому казённому чугуно-литейному заводу.

Здание конторы Каменского казённого чугуно-литейного завода. Единственный в Каменске-Уральском памятник архитектуры федерального значения. Здание было построено в первой половине XIX века по проекту известного уральского архитектора М.П. Малахова. Сейчас в этом здании располагается краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина.






Провиантские склады бывшего Каменского завода. Здание находится в исторической части города Каменска-Уральского .Здание построено в 1828-1829 годах.
До Октябрьского переворота 1917 года здесь располагались провиантские склады Каменского чугуно-литейного завода. В советское время это здание занимал Каменский театр драмы.В настоящее время здание нуждается в реконструкции.


Плотина городского пруда в Каменске-Уральском находится на реке Каменка. Дорога (ул. Карла Маркса), проходящая прямо по ней, соединяет два района - Синарский и Старый Каменск.
Строительство плотины в этом месте было начато в 1700 году и велось под руководством местного жителя Ермолая Нехлюдова. Сооружение было необходимо для функционирования Каменского железоделательного завода, который с 1701 года начал производства чугуна и располагался по берегу реки Каменка.
 За всё время своего существования плотина на Каменке реконструировалась несколько раз. В наши дни наиболее старая сохранившаяся часть конструкции старой плотины — это подпорная стенка на правом берегу (конец XIX века).
 Старую часть города Каменска-Уральского можно назвать одним большим памятником архитектуры XIX века. 

История постройки Байновского моста
Инициатива постройки моста в большей степени принадлежала управителю Каменского завода Ч.В. Панцержинскому и относится к самым первым годам XX века. В материалах Пермской губернской управы 1901 года имеются документы,  касающиеся истории решения о постройке этого моста.   Строительство дороги и моста в районе д.Байново позволяло вывоз руды с дальних рудников на Каменский завод. Байновский мост становился главным связующим рудных перевозок с сельскохозяйственными. 
В 1914 году началось строительство в том же районе железнодорожного моста через Исеть и железнодорожной ветки на Багаряк и Байновский мост утратил свое первоначальное значение став обычным мостом связующим волостные и сельские пункты. 
 В 1910 году был неказистый деревянный мост с деревянными свайными опорами, который по воспоминаниям  жителей был сожжён  бойцами П.Н. Подпорина при уходе с Каменского завода в июле 1918 года. Он никак не походил на современный. Настил по которому ездили и телеги и автомашины был сделан из деревянных плах. Современный мост построили в 1952 году.  А этот, старый,  пережил и НЭП и коллективизацию, по нему возили стройматериалы и оборудование на УАК, на ТЭЦ на всю Красногорку! А в 1952 году его разобрали и построили современный, на бетонных быках опорах, на металлических фермах,  с асфальтовым покрытием!
 На фото уже современного моста в 1952 году видны работы по установке и заливке бетонных опор и монтажу стальных пролетов. И вот тут интересное дело, низ заливаемых бетонных опор был иной, чем верх. Низ был из тесанных каменных квадратных блоков, а верх из простого заливного бетона.  Мало того работы проводились зимой и нигде не было видно обводных каналов и осушенных площадок на которых должны были монтироваться  нижние каменные блоки. 
Последующее исследование показало, что  начавшаяся в 1914 году война не дала строителям в полном объеме средств на стальные пролеты и пролеты были сделаны частично из дерева, положенного на готовые каменные опоры устои. Эти пролеты в Гражданскую взрывали красные и жгли белые,  их восстанавливали в 1922 году как деревянные.
В 1952 году строители лишь нарастили опоры бетонными подушками, по верху которых проложили стальные пролеты. Монтаж подушек и увеличение высоты опор диктовалось возникновением в конце 30-х годов Волковской плотины и повторным подъемом уровня Волковского водохранилища в 1947 году.  Высота дореволюционных опор позволяла эксплуатировать деревянные до 1952 года.
Прошло еще немного времени и сегодня можно увидеть на фото тот старый 1912 года мост с его тесаными каменными  устоями опорами, которые до сих пор служат жителям города. В правой части фото видна насыпь и остатки более раннего моста. 

Сейчас люди, ежедневно проезжающие по Байновскому мосту,  наверно никто не подозревает, что едут они по мосту, построенному не только советскими строителями, но и их предками, ныне безвестными жителями деревни Байнова и Каменского завода.  Труд наших предков жив, не пропал и не сгорел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий